Обзор рынка мессенджеров от Go Mobile
- 28 ноября 2017 года 13:11
- Категория: Статьи
- Тематика: Digital
- Комментарии: 0
Введение
Среднестатистический пользователь проводит 98 минут в мобильном интернете. Российский пользователь на него тратит 90 - 125 минут в сутки.
При этом на категорию "Мессенджеры и социальные сети" приходится 120 минут, из них 60% тратятся на мобайл. И все эти показатели только растут.
Классификация
Мессенджер стал не только самостоятельным продуктом, но и едва ли не обязательным элементом интерфейса приложения. Он выполняет множество функций: от автоматизации работы техподдержки до повышения лояльности пользователей.
Актуальная классификация мессенджеров по типу использования и цели создания приложения:
Мессенджер как часть сервиса
Мессенджер часто выступает в качестве вспомогательной опции приложения. В этом качестве он необходим C2C-бизнесу (Customer-to-Customer) и сервисам, в которых востребована техподдержка.
Мессенджер как часть C2C-приложения
Тематики бизнеса:
- Агрегаторы такси и райдшеринг (Uber, BlaBlaCar)
- Доски объявлений (Avito, Cian, Auto.ru, YouDo)
Зачем бренду:
- инструмент для связи заказчика и исполнителя, двух исполнителей и т.д.;
- ускорение коммуникации с клиентом
- повышение лояльности клиентов, которые не хотят тратить время на поиск контактных данных, звонки и т.д.
Зачем клиентам:
- удобная связь между пользователями сервиса
- ускорение получения информации
- отсутствие посредника
- неформальное общение
Минусы:
- мессенджер может использоваться не по назначению (дезинформация, спам, угрозы, преследование)
Мессенджер как часть B2C-приложения
Тематики бизнеса:
- Банкинг (Тинькофф, Рокетбанк)
- Путешествия (Booking, RocketGo)
- Такси (RuTaxi, Яндекс.Такси)
- E-commerce (AliExpress, Asos)
- Телеком (Билайн, МТС)
Зачем бренду:
- упрощение и автоматизация работы техподдержки
- частичный отказ от колл-центров
- повышение лояльности клиентов, которые не хотят тратить время на поиск контактных данных, звонки и т.д.
Зачем клиентам:
- быстрая связь с техподдержкой
- экономия времени (не нужно заходить на сайт, искать контактные данные, звонить)
- ускоренные платежи/переводы
Минусы:
- опция может оказаться невостребованной, тогда деньги на ее разработку и внедрение были потрачены зря.
Соцсети и Dating
Главная цель таких сервисов - знакомство пользователей, зачастую даже не общение. Мессенджер - одна из ключевых функций. При этом успешность сервисов зависит не от возможностей именно мессенджера, а от концепции соцсети или процесса знакомства в приложении.
Тематика бизнеса:
- Соцсети (ВКонтакте, Instagram)
- Dating (Tinder, Badoo)
Зачем бренду:
- обязательный элемент сервиса
Зачем клиенту:
- знакомство
- общение
Минусы:
- сам факт нового и непривычного мессенджера
Мессенджер как дополнительный продукт
Тематика бизнеса:
- Телеком (МТС, Мегафон)
- FMCG (Lego)
Зачем бренду:
- дополнительный охват среди ранее не охваченных пользователей
- дополнительная площадка для монетизации
- получение данных о пользователях
- повышение лояльности клиентов, как настоящих, так и потенциальных
Зачем клиенту:
- дополнительные возможности в приложении
- упрощенный интерфейс и навигация
- получение бонусов
- знакомства и общение с другими пользователями бренда
Минусы:
- узкая ЦА
- непонимание со стороны части аудитории: "еще одно приложение"
Мессенджер как основной продукт
Способы монетизации
- реклама в мессенджере
- база данных
- внутренние покупки
- интеграции с другими сервисами
- премиум-версия (b2b версия)
Зачем клиенту:
- бесплатное общение
- максимально удобный интерфейс
- множество возможностей на единой платформе
- экономия трафика и заряда устройства
Топ мессенджеров
В выборку попали мессенджеры, соответствующие двум критериям:
- годовое качество скачиваний более 100 тысяч
- главная функция сервисов - общение посредством сообщений
Usability | Оценка функционала приложений
Удобство пользования сервисом и количество доступных инструментов внутри мессенджера - ключевые параметры, влияющие сначала на принятие решения о скачивании приложения, а затем на лояльность пользователей.
ASO
App Store Optimization - процесс оптимизации мобильного приложения. Цель: максимизация трафика на странице приложения в сторе.
Чем выше приложение находится в выдаче, тем больше потенциальных пользователей и покупателей его увидят и установят.
Помогает решить 3 задачи:
- Повышает позицию приложения в выдаче
- Формирует лояльность пользователей
- Максимально эффективно рассказывает о возможностях приложения
Большинство приложений не имеют видеоролика. Его наличие повышает конверсию в установки. Качественный ролик помогает формировать должное впечатление о бренде.
Выводы и рекомендации - ASO
- В iOS11 будет реализована опция автозапускаемого видео на месте скриншотов. Рекомендуем воспользоваться этим эффектным приемом.
- Скриншоты большинства приложений нуждаются в доработке.
- Не все приложения имеют обложку. Это обязательно в Google Play. Рекомендуем сделать ее в формате видео.
- С появлением iOS 11 появилась возможность ставить обложку и в App Store.
- Особо крупные приложения имеют возможность делать кастомное оформление в App Store. Сейчас из всех мессенджеров такое есть только у WhatsApp и Facebook Messengers.
- iOS приложениям не хватает поддержки Apple Watch и iMessage. С точки зрения ASO, это дополнительная возможность быть найденным в App Store.
- Большинство приложений не ведут работу с Key Words, что снижает их позиции в выдаче сторов. Рекомендуем продвигаться по ключевым брендированным запросам конкурентов.
- Большое количество приложений имеют очень низкие оценки. Необходимо довести их минимум до 4,5. Для этого нужно провести закупку отзывов и оценок.
Как мессенджеры могут быть полезны вашему бизнесу?
Каналы известного сотрудника/эксперта
Каналы в мессенджерах по сути выполняют функцию СМИ. При этом активно читают блоги конкретных людей, а не брендов. Самая выигрышная стратегия - канал популярного эксперта, где он пишет на профессиональные темы и, в том числе, рассказывает о деятельности компании.
Реклама в развлекательных/бизнес каналах
Реклама в профильных каналах позволяет максимально эффективно достичь ЦА. Охват будет небольшой, зато все прочитавшие будут максимально целевыми и лояльными. Еще один плюс - пока этот канал не предусматривает больших затрат.
Упоминания известных каналах
Фигурировать в повестке каналов мессенджеров можно не только за деньги, но и бесплатно. Рассказывайте о важных инфоповодах и pr-активностях не только в СМИ и соцсетях, но и в каналах мессенджеров.
Общение с клиентами в чате
Многим клиентам будет удобно связаться с техподдержкой через привычный мессенджер, а не через встроенную форму на сайте или по телефону.
Чат-боты
Простая и удобная замена техподдержки. Отвечает мгновенно. Такая опция также формирует лояльность клиентов, позволяя им экономить время на получении информации. Также чат-бот может осуществлять рассылку полезных новостей компании.
Реклама, ведущая в мессенджер
Сейчас такая реклама доступна в Facebook. При клике на объявление пользователь попадает в чат с компанией.
Интеграции с другими брендами
Уже сейчас мессенджеры успешно сотрудничают с онлайн кассами, платежными системами, сервисами прослушивания музыки и т.д. Так они наращивают количество опций, доступных в приложении, удерживают текущих пользователей и увеличивают их лояльность. В перспективе все дополнительные опции могут быть монетизированы.
Примеры: Яндекс.Музыка и Telegram, Тинькофф и Telegram, Яндекс.Деньги и Viber
Методика исследования
Исследование проводилось в сентябре-октябре 2017 года.
Данные о количестве скачиваний приложений получены при помощи сервиса Priori Data. Доля российских пользователей и показатель MAU (Monthly Active Users) вычислены при помощи сервисов Priori Data, SimilarWeb и Apptopia. Также использовались данные из открытых источников.
При подготовке раздела "App Store Optimization" была задействована информация, предоставляемая сервисом App Annie.
Каждый параметр (иконка, описание, скриншоты и т.д.) оценивался по четырем-пяти критериям. Оценка производилась по десятибалльной шкале, где 10 - это полное соответствие всем критериям, а 1 - полное несоответствие.
Читайте также:
- Майнинг, биткоин, блокчейн: жители России в 3,5 раза чаще ищут информацию о криптовалюте в Google Поиске
- Мобильная интернет-экономика в России создаст 430,000 рабочих мест в следующие 5 лет
- Исследование Google: видеоролики на YouTube развивают гастрономическую онлайн-культуру