Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Вузы объединят рекламу и связи с общественностью

Для студентов, обучающихся на отечественных PR-специальностях, новый учебный год ознаменуется введением так называемых "стандартов третьего поколения". Кроме введения системы бакалавриат - магистратура (двухуровневое образование), ожидаются еще и следующие изменения: направления "Реклама" и "Связи с общественностью" будут объединены в одну специальность под названием "Реклама и связи с общественностью".

Многие пиарщики, занимающиеся практической работой, считают, что подобные перемены не предвещают ничего радостного. В последнее время экспертами в области PR было доказано, что данное направление является отдельным видом деятельности, которую нежелательно объединять с рекламой. Ведь основной целью PR является налаживание отношений с общественностью, а реклама приобретает эти же самые отношения за деньги.

В 2010 году по указанию Минобразования и науки Российской Федерации в вузах страны был установлен федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 031600 "Реклама и связи с общественностью", который объединял две вышеупомянутые специальности.


Уже с 01.20.2011 все отечественные высшие учебные заведения с государственным статусом или же статусом вузов гос. образца, должны будут разместить на своих интернет-порталах вновь утвержденные учебные планы для обучение специалистов перво ступени. С этого же времени начнется официальный набор будущих бакалавров на новое направление "Реклама и связи с общественностью".

Нина Серова, заместитель заведующего кафедрой "Связи с общественностью" УрФУ, сообщает, что в 2011 году набор студентов начнется по новым ГОСТам. К примеру, претенденты на "звание" бакалавра по специальности "PR и реклама" будут подбираться исходя из единой образовательной программы. Вступительными испытаниями на объединенную специальность окажутся все те же традиционные иностранный и русский языки, а также обществознание.

"О предстоящих нововведениях мы узнали еще 3 года назад, а теперь мы просто анчинаем играть по новым правилам. Нами уже создана образовательная программа и начата рекламная кампания по новому объединенному направлению. В данное время мы уже сообщили о начале набора на бакалавриат для тех, то желает обучаться по специальности "Реклама и связи с общественностью", - сказала Нина Серова.

Кстати, невзирая на тот факт, что изменить уже ничего нельзя, новшество в высшем учебном заведении не одобряют.

Нина Серова заметила: "Бесспорно, это ошибка. По этому поводу ранее высказывалось множество специалистов. Подобное объединение не приветствуется и нами. В Минобразования совершили большую оплошность, не поинтересовавшись мнением пиарщиков. Изначально мы выдавали дипломы лишь по направлению "Связи с общественностью", а теперь придется адаптировать в учебном процессе и связи с общественностью и рекламу. Что получится, пока еще непонятно. Возможно, после первого набора чиновники спохватятся, что зря ввели подобное новшество".

Согласно указаниям министерства при разработке учебного плана для нового направления нужно будет учитывать позицию работодателей. Именно ими должны устанавливаться те знания и умения, которые необходимы для их потенциальных сотрудников. Специалисты думают, что подобное нововведение скажется отрицательным образом на качестве подготовки кадров.

Федор Крашенинников, президент Института развития модернизации и общественных связей, заявил, что считает подобное решение неоправданным. "Вполне возможно,что это результат какой-либо скрытой борьбы между вузами. Любой специалист в области PR знает, чем отличается его деятельность от работы рекламщика. Если соединить эти понятия, что достаточно ясно напоминает известную попытку скрестить ужа и ежа, то произойдет ухудшение состояния на рынке специалистов в данной области. Уже через некоторое время начнут искать рабочие места те, кто будет считать себя экспертами в области и рекламы и PR, по сути не являясь профессионалами ни в той, ни в другой сфере. Работодатели, не понимающие этой тонкой разницы, могут попасть в невыгодное положение, взяв на работу так называемого специалиста, который не будет понимать разницы между пиар-деятельностью и рекламой. Если уж говорить начистоту, то PR и размещение плакатов на городских улицах - это абсолютно разные вещи".

В высших учебных заведениях Екатеринбурга традиционно не разделяют пессимизм работодателей данной сферы. Например, Светлана Болышева, декан факультета связей с общественностью и рекламы УрГУ, считает, что в пиар-области в наши дни могут себя свободно чувствовать только универсальные специалисты.

С. Болышева заявила: "Объединение двух специальностей является оправданным. Ведь в наши дни мы формируем новый образ специалиста сферы коммуникаций, который будет способен продуктивно применять различные способы и приемы данной области. Мы уже догнали рынок Запада. При изучении их опыта в сфере образования пиарщиков, мы заметили, что там имеется тенденция к слиянию данных специальностей в единое направление. Именно это помогает соединить все приемы воздействия на потребителя в рамках одной концепции".

С этим мнением согласен и профессор Константин Киуру, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью УрГУ им. Горького, а также председатель совета по вопросам образования в области PR Уральского отделения РАСО. Он принимал участие в создании нового ГОСТа.

К.Киуру отмечает: "В какой бы из областей - реклама или PR-деятельность - мы ни трудились, мы непременно применяем приемы и того и другого. Экспертами эти два направления не разделяются. А от объединенного применения технологий можно получить значительно больший эффект. Несомненно, студентам будет объяснено, что у данных близких областей деятельности имеются несколько разные задачи".

Исходя из утверждений сторонников новшества, в наши дни работодателю нужен сотрудник, который умеет выполнять практически все за соответствующую заработную плату, а то, что российские рекламные агентства уже практически не занимаются "чистой рекламой", только укрепляет мнение о необходимости слияния направлений.

Отметим, что операторы этого рынка считают, что то, как видят ситуацию работники вузов, не отражает настоящего положения вещей и теоретические рассуждения в этом случае излишни.

Практики PR-отрасли говорят, что выпуск подобных "универсальных" специалистов в результате скажется на компетентности и, в итоге, востребованности новых кадров.
То есть будет сохранена нынешняя ситуация, когда вузовское образование не является формирующим фактором для выпускника, а "настоящие университеты" он проходит уже в первые годы своей реальной профессиональной деятельности, да и то в лучшем случае: диплом не является гарантом того, что молодой специалист найдет работу.
.
Евгений Красиков, генеральный директор коммуникационного агентства Press-Attache, сообщает: "Подобное нововведение нельзя считать катастрофичным, ведь оно не откинет отрасль назад, но, тем не менее, оно не будет способствовать ее дальнейшему развитию, а лишь задержит его. Естественно, я не утверждаю, что в нашей стране имеется прекрасная система подготовки именно пиарщиков, - она сейчас еще только появляется. Только подобное четкое разграничение направлений могло хорошо стимулировать развитие специальных учебных разработок, предназначенных для обучения нужных в нашем обществе PR-специалистов. Несомненно, при всей своей схожести, реклама и PR являются двумя различными видами деятельности: PR - это создание репутации в менеджменте, а реклама - это инструмент продаж".

В общем же все эксперты напоминают: всем сторонам обсуждения еще есть над чем потрудиться, ведь опыт ведения рекламных и PR-кампаний в нашей стране пока еще невелик.

Алексей Глазырин генеральный директор группы компаний "Ньютон", вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, подытожил сказанное: "С позиции обывателя, я испытываю сожаления, что направление "Связи с общественностью" ликвидировано. Данный факт говорит о том, что профессионалы не сумели доказать стране важность направлений "пиар" и "реклама". Я считаю, что слияние специальностей не слишком повлияет на практику связей с общественностью. Ведь уровень подготовки подобных специалистов всегда был невысок, а студентам зачастую приходилось добывать знания самостоятельно. Уровень самих преподавателей также можно считать не самым лучшим. Кроме того, слияние направлений идет в рамках общего тренда уменьшения дисциплин в высших учебных заведениях и преждевременно паниковать явно не нужно".


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте