Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Что такое investor relations?

Интервью с Наталией Мандровой, президентом агентства инвестиционных коммуникаций Primum Mobile ( ).

- Наталия, Ваше определение investor relations?
- Investor relations - это коммуникационная дисциплина, которая сочетает в себе несколько компетенций: стратегические корпоративные коммуникации, маркетинг и финансовый менеджмент. Стоит помнить, что коммуникация современной компании - это целостный непрерывный процесс, поэтому информация, предназначенная инвесторам, может иметь последствия для отношений компании с властями, работниками, потребителями. Будучи сфокусированными на сообщество инвесторов, современные investor relations должны учитывают весь спектр коммуникационных задач, стоящих перед компанией. Поэтому в IR значительно больше коммуникационных компетенций, чем принято у нас считать.
Если обратиться к опыту международных коммуникационных агентств, то вы обнаружите, что они решают сегодня в интересах своих клиентов широкий спектр коммуникационных задач, далеко выходящих за пределы IR.

- Зачем и кому сегодня нужны investor relations?
- Прежде всего, это публичные компании или те, в чьи намерения входит провести листинг на бирже или привлечь заемный капитал с открытого финансового рынка. У публичной компании свой менталитет. С одной стороны, на нее накладываются определенные требования к раскрытию финансовой и нефинансовой информации, имеющей значение для принятия инвестиционного решения, с другой - она действует в рамках регуляторных ограничений, с которыми необходимо считаться практически в любой момент коммуникации. Другим фигурантом процесса является инвестиционное сообщество, которому необходимы гарантии сохранения и приумножения инвестиций. Профессиональные investor relations - это функция, обеспечивающая диалог между теми, кто привлекает средства, и тем, кто их размещает.

- Насколько развито сегодня в России направление investor relations?
- Такая специальность, как investor relations, в России сейчас находится в стадии формирования. Однако растущие потребности российских компаний заставляют специалистов, работающих в компаниях или в коммуникационных агентствах, осваивать новые компетенции и получать релевантный опыт. С одной стороны, российский фондовый рынок еще молод, с другой - уже сформирована широкая инфраструктура, позволяющая готовить кадры на новые направления. Много хороших общедоступных образовательных программ, очевидна потребность эмитентов в профессиональном сопровождении сделок с акционерным капиталом, программ заимствований на фондовом рынке - все это дает импульс для формирования базы профессии, которая, как мне представляется, будет представлена на очень достойном уровне уже через 5-6 лет.

- В чем, на Ваш взгляд, функция агентства, специализирующегося на investor relations?
- Задача коммуникационного консультанта в команде, работающей в интересах эмитента, как правило, заключается в обеспечении медийного сопровождения: подготовке публичных документов (включая, пресс-релизы, годовые отчеты, презентации и т. д.), коммуникационных тренингах топ-менеджеров, работе с сайтом компании, проведении исследований лояльности инвесторов. Как я уже говорила, у публичной компании особенный менталитет. Поэтому агентство, одной из компетенций которого является investor relations, обычно работает над всем комплексом корпоративных коммуникаций публичной компании: это и регулярные media relations, и репутационные аудиты, и консультирование по репутационной политике, и внутренние коммуникации.

- Много ли сейчас в стране компаний, оказывающих действительно качественные IR-услуги?
- На российском рынке сегодня представлены практически все значимые игроки европейского рынка investor relations и финансовых коммуникаций. Хотя всего несколько агентств имеют здесь свои представительства или действуют через дочерние компании (а именно Financial Dynamics, Citigate и SharedValue), многие другие лидеры этого сектора коммуникационного рынка активно работают с российскими клиентами; имеют в штате постоянно действующие рабочие группы, в задачу которых входит обслуживание компаний из России, Украины и Казахстана.
Американские IR-консультанты практически не представлены на российском рынке. Это понятно: российские эмитенты предпочитают американскому законодательству более либеральное британское регулирование. Поэтому большого поля для деятельности американские коллеги здесь не находят. В последнее время российским рынком все больше интересуются франкфуртские агентства. Скорее всего, в ближайшем будущем нам удастся познакомиться с теми, кто специализируется на рынках капитала Юго-Восточной Азии. Что касается российских компаний, которые работают в сфере investor relations, то их пока очень немного. Хотя я подозреваю, что число специализированных компаний, которые захотят работать на этом рынке, будет расти. Международные консультанты стремятся в локации в России, многие из них понимают, что успешное коммуникационное сопровождение сделок (с акционерным капиталом, привлечение заемного капитала) требует, во-первых, синхронизации национальной и международной коммуникационной активности, во-вторых, более глубокого понимания особенностей российского бизнеса и, наконец, преодоления языковых барьеров. Все это требует кооперации с российскими консультантами. Пожалуй, это важнейший фактор, который будет стимулировать этот сектор коммуникационного консалтинга.
Необходимо признать, что некоторые агентства public relations пытаются выйти на рынок финансовых и инвестиционных коммуникаций. Однако investor relations - это деятельность, которая требует абсолютного погружения. Существуют различия и в бизнес-процессах - специализированного агентства и агентства общей практики. Например, наши регламенты взаимодействия с аудиториями (СМИ, аналитиками и проч.) намного жестче, чем в обычном PR-агентстве. Так что финансовыми коммуникациями нельзя заниматься между организацией презентаций бутиков и магазинов.

- Специалистов по investor relations в российских вузах еще не готовят?
- Высшая школа экономики начала в прошлом году подготовку специалистов в сфере investor relations. Пока трудно судить, насколько подготовленными для реальной практики будут выпускники. В этом году мы договорились о сотрудничестве с университетом и планируем провести стажировку нескольких студентов старших курсов у себя в агентстве.

- Тогда в каких сферах лучше искать сотрудников?
- В investor relations приходят люди с самых разных сторон. Во-первых, это люди с финансовым образованием (бухгалтеры, аудиторы, финансовые менеджеры), во-вторых - специалисты по связям с общественностью, получившие опыт работы в агентствах или службах по связям с общественностью корпораций. И те, и другие имеют неплохие шансы стать хорошими IRO. Принципиальным является понимание корпоративных финансов, процесса маркетинга и разносторонние навыки коммуникационной деятельности. Важно, чтобы человеку, который планирует посвятить себя investor relations, нравился сам процесс коммуникаций, чтобы он был для него не тягостным и не утомительным.

- Чтобы бы Вы посоветовали человеку, желающему реализовать себя в сфере investor relations?
- Специалисту по коммуникациям, не имеющему финансового образования, я бы посоветовала пройти базовый курс по рынку ценных бумаг в любом учебном центре, аккредитованном ФСФР, включая курс по раскрытию информации, и разобраться с нюансами РСБУ и МСФО. А в дальнейшем пройти обучение и сдать квалификационный экзамен в зарубежном учебном центре, например при IRS (Investor relations society). Сегодня для успешной карьеры в этой сфере необходимо свободное владение английским языком. Практические навыки сегодня можно получить в коммуникационном агентстве, на стороне компании или инвестиционного банка. Начинать карьеру хорошо с позиции аналитика.


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте