Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


За спам будут наказывать и исполнителей, и заказчиков

Согласно готовящемуся законопроекту, разрабатываемому депутатом Госдумы Ильей Пономаревым совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций, за рассылку "навязчивой" рекламы в Интернете (спама) российским законодательством теперь будет предусмотрена уголовная ответственность.

На данном этапе проект находится на стадии доработки. По словам Марка Твердынина, председателя правления РАЭК, в законопроекте будут предупреждены все возможные намерения злоупотребления правоохранительными органами. После согласования новой статьи закона, проект будет представлен для рассмотрения и утверждения Госдуме - предположительно, весной 2011 года.

Готовящийся законопроект дополнит Уголовный Кодекс новой статьей, предусматривающей меру наказания за несанкционированные сетевые спам-рассылки. Как заявляет Илья Пономарев, в поправке к УК РФ будет в ясной форме оговорен состав преступления - как для самих спамеров, так и для их заказчиков.

Пока единая позиция по мерам уголовной ответственности у разработчиков законопроекта отсутствует. Пономарев не исключает возможности введения меры наказания в виде срока лишения свободы. По его словам, ответственность за рассылку спама может быть аналогичной предусмотренной ФЗ "О персональных данных" - лишение свободы сроком до 5 лет. Однако Пономарев считает, что масштабный характер, который приобрел спам в российском сегменте Интернета, можно пресечь только установлением санкций в виде больших сумм штрафов.

Во избежание вольной интерпретации, в статье в максимально точной форме будет оговорено определение спама. По мнению Пономарева, спамом признается массовая рассылка электронных сообщений, учиненная без предварительного согласия адресатов и не позволяющая определить данные адресанта.

Планируется внести определенные поправки и в закон "О рекламе". Изменения будут интерпретировать права, обязанности и меры ответственности всех сторон, занимающихся производством, финансированием и распространением спама. "Таким образом, к ответственности удастся привлечь всех участников российского спам-бизнеса: и рекламодателей, которые заведомо представляют форму распространения заказанной ими рекламы, и физических или юридических лиц, такую рекламу незаконно рассылающих в коммерческих целях", - поясняет Илья Пономарев.

Кроме того, определенные изменения затронут ФЗ "О связи". Поправки обяжут операторов связи отслеживать и своевременно пресекать неправомерные действия клиентов, вызывающих подозрения в деятельности, связанной с рассылкой спама. При этом в связи с выходом нового законопроекта, будет расширена законодательная база. Особенности определения доказательств в причастности к заказу и исполнению рассылок спама планируется отразить не только в Уголовном, но и в Гражданском и Арбитражном процессуальном Кодексах  Российской Федерации.

"Фактически, согласно действующему законодательству, российских спамеров можно привлечь лишь к административной ответственности - либо за распространение неправомерной рекламы (ФЗ "О рекламе" - прим. ред.), либо за несанкционированное использование персональных данных (ФЗ "О персональных данных" - прим. ред.). Однако в подавляющем большинстве случаев исполнителям удается избежать ответственности", - рассказывает партнер компании Salans Виктор Наумов.

Согласно отчету РАЭК за 2009 год, общие потери российской экономики от деятельности сетевых спамеров составили 14,1 млрд. рублей. При этом лица, причастные к распространению спама заработали 3,7 млрд. рублей. По мнению руководителя "Лаборатории Касперского" Андрея Никишина, ежегодные доходы спамеров составляют $200-220 млн. При этом о прибыли российских заказчиков спама лишь остается догадываться.


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте