Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Ошибка Рика Бронсона

Известия.Ru

Водитель грузовика из Лос-Анджелеса Рик Бронсон был уволен из компании "Кока-Кола" за то, что его видели на рабочем месте с бутылкой "Пепси".

В Америке вспыхнул нешуточный скандал. На стороне Бронсона немедленно выступили профсоюзы, которые добиваются отмены этого решения. Сам Бронсон считает увольнение местью со стороны руководства компании за его активную общественную деятельность.

Когда в 1996 году компания " ПепсиКо" решила избавиться от красного цвета в своем логотипе, который совпадал с расцветкой ее основного конкурента "Кока-колы", она привлекла к проведению этой акции в России певца Филиппа Киркорова.

Очевидцы рассказывают, что перед началом своего концерта тот вышел на сцену и вдруг заявил:

- Я люблю "Кока-колу" с детства

- "Пепси", "пепси", - стали срочно исправлять его "ляп" из зала.

- Ну да, "пепси" , - вспомнил название рекламируемого напитка.

Киркоров и тут же добавил:

- Хотя не понимаю, в чем между ними разница.

Тем не менее "забывчивость" Киркорова тогда обошлась - редкий случай - без финансовых последствий. Однако, чаще всего мировым "звездам" подобную рассеянность не прощают.

Певицу Бритни Спирс во время австралийского турне фотограф "подловил" в баре с полупустой банкой "Кока-Колы" в руках. Снимок попал в газеты. Компания "ПепсиКо" негодовала - Бритни имела с ней контракт и участвовала в рекламной компании "выбор поколения".

А между тем, контролю за лояльностью к своей продукции со стороны сотрудников, "кола-компании" уделяют значение даже большее, чем поведению рекламных "звезд". Один из бывших руководителей "ПепсиКо" вспоминает, как один из заказчиков решил над ним подшутить и тайком налил ему вместо "Пепси" напиток конкурирующей фирмы. Но опытный "пепсист" вовремя распознал подвох. В противном случае последствия розыгрыша могли оказаться далеко не веселыми - еще неизвестно, как восприняло бы высшее руководство компании даже "случайное" потребление ее топ-менеджером продукции конкурентов.

В подавляющем большинстве зарубежных фирм давно существует важнейший внутренний документ - "Кодекс поведения сотрудников", который иногда в шутку называют "библией карьериста". Он регулирует поведение персонала в конфликтных ситуациях, "способных нанести ущерб деятельности предприятия". И содержание этого документа зачастую весьма далеко как от принятого в стране трудового законодательства, так и от положений официального контракта между работником и компанией.

- В подавляющем большинстве случаев люди узнают о существовании Кодекса поведения и прочих "внеконтрактных" бумаг, регламентирующих их деятельность, только во время работы в компании. Фирмы обычно не афишируют подобные документы, считая их сугубо внутренним делом", - сказал "Известиям" руководитель направления одного из крупных московских кадровых агентств Павел ХАРЧЕНКО.

Причем на практике правила Кодекса бывают довольно необычными и порой не всегда объяснимыми. В "Дженерал Моторс", например, в Кодексе записано: если компания заключает партнерские отношения с фирмой, где по случайности работает член семьи и даже любимая девушка ее сотрудника, тот обязан сообщить об этом факте своему руководителю. В компании "Проктер энд Гэмбл" работникам категорически запрещается отмечать дни рождения с алкогольными напитками на рабочем месте. А в Кодексе российской "Группы Си-Про", которая занимается производством продуктов питания, и вовсе "продекларировано" все - от одежды, которая считается приемлемой на работе, до сексуальной ориентации сотрудников (в документе сказано, что она является их личным делом, но не должна проявляться при общении с коллегами).

Кроме прописанных в Кодексе правил, в крупных западных компаниях всегда существуют и негласные "этические" нормы поведения персонала, которые также могут стать неофициальной причиной для увольнения.

В крупных немецких торговых сетях, например, считается "плохим тоном" ходить за покупками в магазины конкурентов. Провинившихся обычно вызывает к себе руководство и долго, иногда несколько часов, беседует с ними "о жизни". Но об истинных мотивах такой неспешной беседы никто из начальства даже не упоминает. В случае серьезных нарушений эти разговоры становятся ежедневными, пока работник сам не поймет - пора уходить. Причем о настоящих причинах своего "добровольного" увольнения сотрудник может даже не догадываться.

Впрочем, у персонала западных предприятий всегда есть свои маленькие хитрости, позволяющие обойти негласные правила. Так, в компании "Филип Морис" менеджеры, которые любят сигареты других марок, перекладывают их в пустые пачки от сигарет, произведенных на "родной" фирме - корпоративная этика требует от сотрудников курить только "свою" продукцию. Контролем за соблюдением Кодекса в крупных западных компаниях обычно занимаются комитеты по этике. Почти хрестоматийный случай - при проверке отчетов по командировкам одного из менеджеров компании "Моторола" выяснилось, что он сделал клиенту подарок стоимостью выше предписанных правилами 50 долларов. Комитет по этике вынес ему выговор и лишил премии, хотя благодаря своему, чуть более щедрому, чем принято, подношению сотрудник заключил контракт, который принес его фирме не одну тысячу долларов прибыли.

Щепетильность многих европейских и, особенно, американских фирм, работающих на российском рынке, объяснима - любая компания из США, которую уличают в коррупции за рубежом, автоматически преследуется за свои действия в американском суде. Если российский сотрудник крупной международной корпорации оплатит в ресторане счет госчиновника, купит ему авиабилет или занизит сумму заключаемого контракта - это может стать поводом для преследования такой фирмы на родине, независимо от ее размера и влияния.

Кстати, в трудовых контрактах компании "Моторола" записано, что несоблюдение правил деловой этики, которая состоит в "бескомпромиссной честности и уважении к людям", может повлечь за собой немедленное увольнение нарушителя. Причем понятие "честность" трактует по своему усмотрению работодатель. И с этим ничего не поделаешь - ни одно, даже самое совершенное трудовое законодательство не может соперничать с принятыми на западных предприятиях негласными принципами корпоративной культуры.

Евгений ШЕСТАКОВ


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте