Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


В Интернете стало больше бизнеса и женщин

За год число пользователей рунета выросло на 40%, при этом россияне стали пользоваться интернетом чаще. Пиковые значения активности пользователей сети - более 70 млн. "хитов" в день - наблюдались в конце октября, в дни захвата заложников в Москве.

Прогноз развития рунета на 2003 год в двух словах формулируется просто - будет расти. Интереснее ответить на вопрос: "Как?" С высокой степенью вероятности можно предположить, что в ближайшие годы российский сегмент сети будет расти в соответствии с магической формулой "в два раза за три года".

Сложнее ответить на вопрос о том, как будут развиваться отдельные сектора рунета. Ведь некоторые из них растут едва ли не вдвое быстрее других.

Бизнес пошел в онлайн
Динамику российского интернета можно проследить по целому ряду показателей. Среди них такие, как полный охват аудитории, охват регулярной аудитории, число домашних пользователей, число корпоративных пользователей, хосты, хиты, серверы и сайты. Начнем с сайтов.

Хотя время интернет-лихорадки безвозвратно ушло, люди по-прежнему продолжают делать сайты. Общее количество участников рейтинга Rambler"s Top100 за год выросло приблизительно на 10%, а по отдельным категориям прирост составил от 0 до 29%. В декабре Top100 насчитывал почти 95 тысяч "активных" сайтов (то есть таких, где есть хотя бы один посетитель в неделю). Всего в рейтинге зарегистрировано более 400 тысяч ресурсов.

Рассмотрев, какими же сайтами прирастал рунет, обнаруживаем очень простую и легко объяснимую картину. Быстрее всего - не менее чем на 10% в год - увеличивалась численность ресурсов в категориях, имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Подавляющее большинство категорий, где веб-мастера стряпали сайты опережающими темпами (прирост 20% и выше), составляют именно они. Максимальные темпы прироста наблюдаются в категориях "Недвижимость" (29%), "Строительство" (26%), "Путешествия" (25%), "Товары и услуги" (24%), "Работа" (22%), "Техника" (21%). Где собственность и бизнес, там налоги и арбитраж - категория "Законы" выросла на целых 27%. Из культурно-развлекательных категорий высокий рост показали только сайты о кино, их число увеличилось на 21%. Рекламные бюджеты кинокартин открылись для интернета.

Напрашивается вывод - традиционный бизнес "пошел в онлайн". Предприниматели поняли, что состоятельные слои российского общества регулярно используют интернет, и тоже начали его осваивать в надежде привлечь новых клиентов. Косвенным показателем процесса может служить растущий день ото дня поток отечественного спама, который каждый, кто пользуется электронной почтой, может измерить в собственном ящике.

Во всем, что касается культуры, искусства, политики и общественных отношений, в рунете наступил застой. Эпоха, когда дизайнеры в ожидании коммерческих заказов оформляли сайты музеев и библиотек, похоже, ушла в прошлое. Единственным исключением является упомянутая выше категория "Кино".

Итак, российский бизнес пошел в рунет. Но почему? Зачем? Точнее - за кем? Прирост числа сайтов - это, по сути, рост предложения услуг пользователям. Причина проста: в российском интернете произошло подключение критически важной массы пользователей, представляющих интерес для бизнеса, который в данном случае открывает для себя возможности "прямой коммуникации" и всерьез использует его для продвижения товаров и услуг, по достоинству оценивая эффективность реальных затрат и возможность добраться до целевой аудитории.

Информация, коммуникация, рекреация - бессменные приоритеты В декабре 2002 года рейтинг Top100 регистрирует 60-70 миллионов просмотров веб-страниц в день. Значит, активность пользователей росла быстрее, чем их количество. Интернет появился в государственных учреждениях и школах, а те, кто раньше выходил в сеть только с работы, приобрели компьютеры и пользуются интернетом из дома. Причем помимо "dial-up" набирает популярность подключение через кабель и ADSL: десятки тысяч пользователей уже могут принимать аудио- и видеотрансляции из сети, часто даже дома.

Если говорить об определении приоритетов в российском интернете, то обозначенная нами в начале года в "НГ" Большая триада "Информация, Коммуникация и Рекреация" осталась без изменений. Больше всего пользователей интересуют информационные онлайновые издания и электронные версии газет. В дни захвата заложников в Москве на эти ресурсы пришлось больше трети (36%) всех просмотров страниц в рунете, хотя в "тихие" времена ими интересуются в три раза меньше.

По абсолютному приросту трафика лидируют поисковые системы. Пользователи, как и раньше, весьма охотно и активно пользуются рейтингами, каталогами и почтовыми интернет-сервисами. По-прежнему среди лидеров - развлечения, хотя и с потерями.

Однако вместо "молодежной" категории "MP3" и категории "Политика" в десятку наиболее "активных" категорий рейтинга Rambler"s Top100 вошли "Связь", "Игры" и "Путешествия". При этом категория "Развлечения" потеряла часть трафика, в то время как "Авто-мото" продолжает идти на подъем. В случае "Связи" причина роста очевидна - число пользователей мобильных телефонов в России в этом году быстро росло и превысило 15 миллионов человек. Соответственно рос и интерес владельцев или покупателей мобильных телефонов к информации о трубках, тарифных планах и стандартах передачи... В целом развитие индустрии сотовой связи происходит параллельно с развитием интернета.

Рунет прирастает россиянками
Если проанализировать изменения социально-демографического состава пользователей рунета, то выясняется, что среди посетителей русскоязычных интернет-ресурсов стало больше людей из России и, что не менее важно, доля женщин в возрасте от 25 до 45 лет резко возросла. Смещение акцентов в вышеупомянутой первой десятке можно объяснить именно этим изменением портрета пользователя сети в России.

Практически все западные пользователи, которым интересны русскоязычные ресурсы интернета, пользуются сетью не больше и не меньше, чем год назад. А в будущем году будут пользоваться с той же интенсивностью, что сейчас. В то же время объем российской аудитории интернета продолжает расти. Если сейчас доли трафика, создаваемые зарубежными и российскими пользователями, приблизительно равны, то в будущем российская доля неизбежно увеличится. Соответственно опережающими темпами растут те категории рунета, которые интересны пользователям, проживающим в России, в частности в Москве. Это - недвижимость, законы, путешествия, связь, наука, банки и т.п. А те категории, которые интересны преимущественно зарубежным пользователям, - то есть все, что относится к сфере культуры, общественной жизни, развлечений, - развиваются и будут развиваться медленнее.

Влияет на популярность категорий и доля женщин среди пользователей. Дело в том, что если в 2000-2001 годах женщин среди российских пользователей интернета было около 33%, то в 2002-м, по данным некоторых исследовательских агентств (MASMI Research, FOM), этот показатель приближается к 38-40%. Даже если эти цифры не особенно точны, ясно, что с течением времени доли мужчин и женщин будут выравниваться. По крайней мере такова тенденция в Европе - в частности, в Англии доля женщин за год выросла с 30 до 42%.

В 1995 году самыми популярными сайтами в российском интернете были сайты брачных агентств. По сути, рунет представлял собой сайт о русских девочках и про русских девочек для американских мальчиков. Сегодня такие сайты занимают довольно узкую нишу и практически незаметны. А рунет развивается в направлении интернета для русских девочек. Правда, не столько об американских мальчиках, сколько о российской недвижимости, товарах, образовании и кулинарии.

Что же касается политики, популярность которой упала даже сильнее, чем популярность культуры и развлечений, то не секрет, что пользователи интернета - народ молодой, обеспеченный и аполитичный. Это не пенсионеры, дисциплинированно идущие голосовать в надежде на повышение пенсии, и не эмигранты, переживающие за все более далекую и страшную Россию. Чтобы активизировать их интерес к политике, по-видимому, нужны новые идеи, привлекательные для российского среднего класса. Партии, планирующие участие в парламентских выборах 2003 года, уже выделяют бюджеты на сеть в надежде мобилизовать новую аудиторию.

Леонид Делицын

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте