Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Бизнес-сувениры: отраслевой обзор

Но, по мнению специалистов, при таких темпах роста рынок уже в ближайшие 2-3 года может достигнуть точки насыщения. Кроме того, он становится интересен транснациональным поставщикам, что может повысить уровень конкуренции. Судьба компаний будет зависеть только от них самих, от того, как быстро и точно они будут реагировать на запросы потребителей.

Устойчивый и увеличивающийся спрос на деловые сувениры создает условия для интенсивного развития рынка поставщиков и продавцов рекламно-сувенирной продукции. Темпы роста этого рынка, по некоторым оценкам, сопоставимы с темпами роста рынка рекламы. На данный момент, по объемам потребления сувениров, Россия значительно уступает развитым странам. Годовой оборот российского рынка бизнес-сувениров составляет около$ 300 млн. По различным оценкам, на Санкт-Петербург приходится от$ 60 до 100 млн. При существующих темпах роста, считают специалисты, в ближайшие несколько лет объем российского рынка может достигнуть$ 1 млрд.

Обычай скреплять деловые отношения подарками зародился в США в середине XIX века, когда коммивояжер одной из страховых компаний прикрепил к своей визитке карманный календарь. Этот обычай прочно вошел в практику мирового бизнеса, благодаря чему сформировалась мощная индустрия. О ее масштабах можно судить по количеству сувениров, ежегодно реализуемых в развитых странах. Например, в США, которые являются мировым лидером в потреблении бизнес-сувениров, объем рынка оценивается почти в$ 20 млрд.

В России бизнес-сувениры стали появляться в начале 90-х годов, однако устойчивый спрос на них сформировался гораздо позднее. В Петербурге крупные поставщики бизнес-сувениров стали появляться во времена становления петербургского рынка. По данным Российской ассоциации производителей и поставщиков сувениров (РАППС), сегодня организации на подарки отводят в среднем 5-7% рекламного бюджета.

Значение деловых сувениров для бизнеса возрастает с обострением конкуренции между компаниями: компании начинают понимать, какую коммерческую эффективность имеют подарки, и регулярно приобретают сувениры.

Немаловажной в конкурентной борьбе основой успешных деловых отношений является положительный эмоциональный образ компании. Это также стимулирует спрос на бизнес-сувениры, которые в последнее время стали не только эффективным маркетинговым инструментом, но и неотъемлемой частью бизнес-культуры. Сегодня считается так: не иметь сувениров для уважающей себя компании так же неприлично, как не иметь визиток.

В Санкт-Петербурге продается около трети всех бизнес-сувениров в России, и на нашем рынке можно увидеть общероссийские тенденции. С одной стороны, экономический рост и увеличение рекламных бюджетов компаний создают благоприятные условия для развития рынка сувениров; с другой стороны, очевидными становятся его дефекты. В большей мере предложение растет количественно, а не качественно: потребителям предлагают огромный ассортимент однотипной продукции. Отчасти это противоречит самой идее бизнес-сувениров - презент должен выделить компанию на фоне конкурентов.

В Петербурге распространением бизнес-сувениров занимаются около 500 компаний. К настоящему времени рынок оформился структурно, его участники четко делятся на несколько групп.

К первой относятся поставщики, которые ввозят в Россию сувениры, представленные в крупнейших европейских каталогах (The Catalogue, Promotion Tops, Gifts, Arco, ITD и др.). Относительно небольшую часть этой группы составляют компании, поставляющие сувениры под заказ. Крупнейшие игроки рынка еще несколько лет назад начали формировать на территории города собственные складские запасы, что позволяет значительно сократить сроки выполнения заказов. Таких компаний в Петербурге не больше 5, но именно они определяют лицо рынка. Наиболее заметными являются "Амбер - королевство сувениров", "АртКрафт Подарки и Сувениры", "Эльга", Gradi. Некоторые из них стали создавать собственные каталоги. К их числу относится, например, система каталогов "Проект 111" ("Амбер - королевство сувениров"), каталог SALES OFF (ArtCraft) и каталог "Радар" (Gradi). Стоит отметить, что такие игроки, как правило, не работают с конечными потребителями, предпочитая действовать через дилеров.

Именно дилеры и формируют вторую группу участников рынка РСП. В большинстве случаев это рекламные агентства, которых в Петербурге несколько сотен. Некоторые из них работают только с одним крупным поставщиком, другие -ищут сувенирную продукцию под конкретный заказ на разных складах или перекупают ее у других рекламных агентств.

Кроме деления по типам игроков большое значение имеет продуктовая сегментация. Сувениры принято делить на 3 группы. Наиболее динамично развивающимся, по общему признанию, является сегмент промо-сувениров. К этой категории относится самая дешевая продукция (ручки, зажигалки, брелоки и пр.), которая обычно раздается посетителям выставок. По различным оценкам, на промо-сувениры приходится от 40 до 60% объема городского рынка. Такая продукция заказывается круглый год, так как ручки, зажигалки и т.д. с логотипом необходимы компании практически каждый день.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса и на более дорогие виды деловой подарочной продукции. К этому сегменту относятся так называемые корпоративные подарки (ежедневники, настольные наборы, визитницы, фотоальбомы, зонты и пр.). Особенностью таких сувениров является то, что они имеют адресное предназначение и вручаются деловым партнерам. Заказчику такие сувениры обходятся значительно дороже промо-продукции, однако коммерческий эффект от затрат в этом случае намного выше.

Следующей группой являются VIP-сувениры. Она, пожалуй, самая малочисленная, и на данный момент идет ее формирование: специалисты отмечают рост доли VIP-сувениров в общем объеме выполняемых заказов. Стоимость таких сувениров может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Адресатами таких сувениров являются наиболее важные для компании клиенты. Их статус определяет стоимость подарка и особые требования к его эксклюзивности.

Количество предлагаемой клиентам сувенирной продукции, по мнению специалистов, многократно превышает имеющийся спрос. В Китае по заказам европейских производителей изготавливается более 3 млн. ассортиментных позиций. Но, отмечается, спрос потребителей не удовлетворен в силу его разнообразия. При внешнем изобилии сувенирной продукции на рынке нет большого выбора из-за излишне стандартизированного предложения. Отмечают, что сложно найти что-то оригинальное. Это происходит из-за того, что большая часть продающихся в городе сувениров - оборот складского запаса, т. е. продается то, что есть на складе. Поставщики завозят в большей мере только те позиции, которые пользуются гарантированным спросом. Это позволяет удовлетворять основные потребности рынка и находиться на плаву. Поэтому возникают сложности с сувенирами, VIP-сувенирамми, сама идея которых предполагает эксклюзивность.

Заполнить нишу эксклюзивной продукции могли бы российские производители, но их положение на рынке пока довольно скромное. Обычно это художественные или ремесленные мастерские. Качество продукции этих мастерских высокое, но их производственные возможности не позволяют пока покрыть имеющийся спрос. К сожалению, отечественные компании конкурировать с импортом в сфере промышленного, массового, производства сувениров пока не могут. В основном, в России производятся небольшие тиражи сувениров, и есть ограничения по времени. В большинстве случаев в России производится только персонализация, или нанесение на сувенир логотипа заказчика. Около 95% промо-сувениров ввозится из-за рубежа. Основным поставщиком на мировые рынки является Китай, где расположены производства транснациональных игроков мирового рынка бизнес-сувениров.

В результате на рынке складывается ситуация, когда большой разницы в ассортименте различных продавцов нет, даже если они работают с разными каталогами. Самой большой проблемой для участников рынка специалисты называют обозначение своих конкурентных преимуществ. При единообразии ассортимента важнейшим конкурентным преимуществом становится уровень сервиса. В этой ситуации небольшие рекламные агентства оказываются в более выгодном положении - в силу своей мобильности и возможности больше внимания уделить клиенту. Пока спрос на сувенирную продукцию увеличивается параллельно с ростом российской экономики, а обострение конкуренции на основных рынках заставляет компании постоянно увеличивать свои рекламные и PR-бюджеты. Динамика потребления сувениров в России резко контрастирует со стагнацией на мировом рынке сувениров. По мнению специалистов, в Европе производители деловых сувениров сейчас борются уже не столько за рост своих рынков, сколько за сохранение их объемов.

Отечественный потребитель разнообразием бизнес-сувениров пока не избалован, и это делает Россию привлекательным рынком сбыта для транснациональных игроков. Крупные европейские компании уже несколько лет создают инфраструктуру для входа на российский рынок. Специалисты считают, что европейские игроки будут стремиться работать на нашем рынке без посредников в лице российских партнеров. В частности, голландская Mid Ocean Brands (владелец каталогов Arco, ITD, Gifts) уже открыла свое представительство в Москве. По прогнозам специалистов, наиболее вероятным сценарием станет покупка иностранцами российских компаний, имеющих хорошо организованные дилерские сети. Именно так происходил захват рынков Восточной Европы.

Но в Петербурге компании спокойно относятся к иностранным компаниям, хотя признают, что готовиться к приходу их на российский рынок нужно заранее - в первую очередь за счет повышения уровня сервиса. Участники рынка видят большое будущее в развитии консалтинговой составляющей сувенирного бизнеса. Они отмечают, что клиентам становится все сложнее выбирать сувениры из множества товарных позиций, представленных на рынке, и многие просят посоветовать, что приобрести к тому или иному мероприятию.

Другой мерой защиты должно стать расширение ассортиментного ряда. Поставщики сувениров стараются найти несколько хитовых позиций в сезон, но с каждым годом делать это становится все труднее. Дополнительно еще готовится задел: кроме ходовых позиций, в свой ассортимент помещают продукцию, которую на данный момент покупаться не будет, но она должна вылежаться, задать моду.

Вместе с тем составлять оригинальный ассортимент за счет продукции, размещенной в популярных западных каталогах, довольно сложно. Поэтому участникам рынка придется разрабатывать новые ниши. Одним из перспективных направлений является производство подарков по индивидуальным заказам. Так компания "Амбер - королевство сувениров" разработала отдельный каталог, представляющий набор из 40 технологий для производства. На их базе заказчик генерирует собственные идеи, а поставщик ищет, где разместить заказ. В перспективе такой подход может дать возможность выйти на сувенирный рынок российским производителям. Однако для успешной работы им нужны значительные инвестиции в модернизацию оборудования. Пока размеры инвестиций несопоставимы с объемом рынка сувениров, чем и объясняется отсутствие интереса к нему со стороны отечественных заводов. Однако ситуация может поменяться, и рынок российской "сувенирки" для инвесторов может стать интересным.

Владимир Смирнов


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте